Главная|Карта сайта|Написать письмо

История русского паркета

Ах, какие прежде были паркеты! Про царские дворцы, все равно, лучше К.А.Соловьева не расскажешь, недаром его знаменитую книгу по цитатам с кавычками растащили по бесчисленному множеству публикаций.

Многим из нас, подвязав тесемки тряпочных тапочек, пришлось вступать на художественные паркеты Петергофа, Гатчины, Меньшиковского и Павловского дворцов. И это прикосновение к вечному искусству осталось, с каждым испытавшим, на всю жизнь.

Существовали паркеты в одном из залов в Царском Селе, где под руководством архитектора Камерона был набран штучный паркет из 12 разных деревьев со вставкой в них жемчужных раковин или перламутра.

Были времена, когда за час театральный зал в родовом поместье Шереметевых в Останкино превращался в бальный. Дамы и кавалеры танцевали на паркетах, один из рисунков которых по сею пору называют «Шереметьевским. Времена, когда после пожара в Екатерининском дворце архитектору Стасову было высочайшее повеление восстановить цветные паркетные полы, по возможности близкие к пострадавшему от бедствия оригиналу, и делать это «казенным мастеровым людям, кои лучшее в этом искусстве имеют.

Также украшены паркетом дворцы знати и дома богатых людей, а в советские времена хоромы теневиков в основном в Закавказье и южных республиках. Был сверкающий глянцем ламинированный паркет в банкетном зале на верхотуре Кремлевского дворца съездов, уложенный наспех, паркет, итальянцами и исковерканный шпильками дам советского бомонда.

А вентилируемые полы - эти гранд среди паркетов, не боявшиеся ни сухости, ни влаги и доставшиеся нам в наследство от позапрошлого и первой трети прошлого века. Под них сооружали подполы с вентиляцией, и их с первого взгляда можно было узнать по решеточкам в паркете.

Деньги, выделенные по специальному постановлению ЦК в 1946 году, чертежи и обмерные таблицы, сохраненные в архивах, несмотря на блокаду, бомбежки и обстрелы, реставраторы, историки-блокадники, демобилизованные солдаты, офицеры в гимнастерках без погон и с нашивками за ранения, столяры, резчики, возвращенные из гулаговского небытия (на воле повыбило их на войне, да и задолго до нее тоже, а там уцелели те, кто собирал мебель для начальства НКВД да в подарок Самому) все это позволило поднять, восстановить, вернуть к жизни дворцы и их цветные штучные паркеты из заморских пород. Новоделы, конечно, но высочайший класс. И была паркетная халява во множестве домов советских времен, халява, возможная там, где полстраны занималось лесоповалом. Паркет к лагутенковским пятиэтажкам подвозили на самосвалах и вываливали в снег. Его загружали в одну-две квартиры первого этажа, а затем на горячий вар укладывали прямо на стяжку, а то и на плиту: один-два этажа дубовый паркет, дальше буковый, грабовый, а на последнем что и как придется, вперемешку. И все «елочкой»: в министерстве, поликлинике, школе, военкомате и жилье везде laquo;елка». До сих пор, даже молодые морщатся при виде этого рисунка укладки паркета, его еще долго на генетическом уровне придется выводить из организма, может «Столичной», раз уж она «хороша от стронция». А между тем, существует легенда, что Фридрих Великий считал «елку» (только называлась она тогда и там «рыбьим скелетом») королевской укладкой паркета, для дворцов более других подходящей.

И уже в совсем новые времена новые любители художественного паркета требуют «сделайте мне красиво», а то и так, как ни у кого. И делают, кто как может. Кто-то, лихо запрограммировав, режет (а по сути, прожигает) дерево лазером, создавая красивые и причудливые паркеты, но к сожалению, непрочные щитовые декорации. Другие используют для этого механическую обработку, но зато деньги берут немереные и сроки назначают неблизкие. «А кто мне и что может сказать, если я во всей Флоренции один этот рисунок делаю». Монополия, однако. И везут, везут со всего мира разноцветное тропическое дерево, меньше половины разновидностей которого хоть на что-нибудь в нашем климате годится, особенно в сочетаниях с другими породами.

Но не все так плохо в королевстве Датском (оттуда, кстати, и паркет хороший к нам привозят). Научились, наконец, подбирать из пёстрого потока импортного дерева стабильные и прочные породы, прекрасно сочетающиеся в сложных рисунках художественного паркета. Специалисты-станочники часть купили, часть разработали и изготовили сложные станки с программным управлением для механической обработки дерева. Уже появился на российском рынке цветной дубовый паркет из Италии, прокрашенный в массе, на всю толщину в широкой гамме привычных и необычных цветов.

Уже запущено производство сборного во фрагментах художественного паркета для розеток и других композиций в Екатеринбурге. Это позволит резко расширить ареал распространения цветных паркетов и сделать их доступными в регионах, где до сих пор некому было их укладывать.

Очень важно, что определилась когорта художников, уверенно работающих в такой области декоративно-прикладного искусства, как художественный паркет. Имена С.С. Давыдова, Е. Куликовой-Луковой, В. Юдина, Т. Котельниковой далеко не исчерпывают перечня тех, кто продолжает славные традиции наших предков, обозначивших своим творчеством в 18-м - начале 19-го века период, по праву называющийся в летописи мирового декоративно-прикладного искусства «золотым веком русской мебели и паркета».

Все же неиссякающее обилие на рынке «паркета», регулярные попытки монополизировать рынок паркета и услуг по его укладке, распространение технологий по производству суррогатов паркета на основе модифицированной древесины или композитов, штамповка дизайн-проектов, художественных композиций, в которых нарушены все законы эстетики и здравого смысла (от меры и пропорций до Фэн-шуй), все это заставляет думать, что новый золотой век не близок, а может, и недостижим.

Смотрите также: